О кривых дорожках эволюции

Киселев Владимир Николаевич – ведущий научный сотрудник Центра индикативного планирования. Специально для информационно-аналитического портала "Созидатель".

Существует расхожее мнение, что история движется поступательно, только вперед и никаких отклонений. Это представление вызывает ассоциацию с  движением по прямой, как стрела, автотрассе, проложенной кем-то до нас. Но разве это сравнение справедливо? Кто начертал для нас это прямолинейный вектор развития? Господь Бог? Но ведь есть и Рогатый, который вечно что-то старается напакостить. Можно также предположить, что за нами наблюдают желающие нам только добра инопланетяне и что они не только создали человечество, но и ведут нас на помочах по проверенному прямолинейному пути развития.

Ну а если отбросить влияние потусторонних сил?! Тогда надо признать, что мы в своей эволюции больше похожи на людей, заблудившихся в лесу и ощупью пытающихся найти правильную дорогу, отводящую нас от пропасти. А пропасть налицо. Навязывание однополых браков и ювенальная юстиция неизбежно ведут к исчезновению с лица Земли рода человеческого. Эксперименты с человекообразными роботами (андроидами) могут привести к тому, что на планете Земля возникнет техногенная раса роботов, зато исчезнет человечество: робот по всем параметрам завтра будет превосходить человека – у него и скорость реакции выше и материал, из которого он сделан прочнее мяса и костей, из которых состоит человек. Все это великолепно описано фантастами 60-х годов С.Лемом, Айзеком Азимовым и др. Если это так называемое «поступательное движение к прогрессу», то уж лучше откатиться  в раннее средневековье, во времена Ильи Муромца, когда главным являлся все-таки Человек.

Или современный пример. Огромная страна США с 300 млн населением сворачивает собственное производство (за исключением отдельных отраслей военной промышленности), стоят заброшенные, заколоченные небоскребы,  огромные состояния делаются на финансовой бирже при помощи игры с акциями, ничего материального при этом не создается, а ФРС печатает необеспеченные дензнаки. Естественно, встает вопрос – такой вектор развития современного социума закономерен  и не сбилось ли человечество с пути?

В качестве критерия изберем следующий показатель – способно ли общество саморазвиваться на основе внутренних сил или требуются внешние усилия, чтобы вывести общество из тупика?

Введем понятие тупиковой формы. Термин взят из булевой алгебры. Когда проектируется какое либо цифровое устройство, то записывается в виде формулы алгебры логики функция того, что данное устройство должно делать. Затем полученное исходное выражение при помощи алгебраических преобразований упрощается (ибо чем проще выражение, тем легче его реализовать в «железе») до тех пор, пока не получится окончательное выражение, которое уже не поддается никакому упрощению. Это и есть тупиковая форма.

Применительно к эволюции человеческой цивилизации необходимо сказать, что если социум в своем развитии приходит к тупиковой форме, из которой он своими силами выбраться не может, то он  нежизнеспособен: или гибнет посредством завоеваний извне, или через воцарившийся хаос войной всех против всех. Законы  диалектики не допускают остановки (кто не согласен – перечитайте  Гегеля). Если в истории развитии некой цивилизация имеет место  тупиковая форма, то, значит, этот цивилизационный путь нежизнеспособен.

Рассмотрение начнем с самого начала. Пусть будет и несколько скучно. Итак, чтобы человеческий социум жил и развивался, в конечном счете необходимо производство пищи, одежды и предметов культурного досуга.  А это значит необходимо, чтобы каждый человек трудился на своем рабочем месте «добывал хлеб в поте лица своего», как сказано в Писании. (Сейчас, кроме профессии хлебороба, появилось много других  - одно перечисление существующих на сегодняшний день профессий займет не одну страницу. Но все эти специалисты, ТРУДЯСЬ на своем месте, создают тот потенциал, который и позволяет современному человеку достойно жить).

Однако во все времена существовали люди, считавшие себя исключительными, не такими, как все. Трудиться они не хотели, потому что это «не их дело».  Чаще всего из них формировались бандиты, разбойники и пираты (а сегодня коррупционеры, рейдеры, мошенники, политиканы, перечень этот расширяется). Они предпочитали отнять, а не создать и крали, воровали, производили экспроприацию. Любое общество борется с ними, иногда перевоспитывает, иногда просто избавляется от них. Но люди с верой в свою исключительность не переводятся. Их обычно в процентном отношении очень мало, но каждое новое поколение рождает таких людей на смену ушедшим (их никто не сеет, они сами родятся).  

А теперь давайте предположим (пока только предположим), что случилось ненормальное –бандиты, насильники, растлители молодежи составляют правящую элиту страны. Чем они будут заниматься – ведь став правящим классом эти люди все равно обрекли себя на «работу» - надо  обеспечивать устойчивость своего положения. И внутри одной и той же общественной формации – рабовладения, феодализма, капитализма - это не может не сказаться на национальных особенностях одного и того же строя, например, когда у власти царь Борис Годунов, во время голода, раздающий хлеб нуждающимся из своих закромов, или ГенрихVIII Плантагенет, физически уничтожающий на виселицах своих голодных подданных (по подсчетам некоторых историков уничтоживший до 3-5% тогдашнего населения Англии).

После такого длительного вступления предлагаю  рассмотреть под затронутым углом зрения, как пример, историю древнеримской цивилизации.

Рассмотрим производственные отношения, сложившиеся в древнем мире. Маркс делит их на два вида: античные и азиатские. Я буду говорить об античных или попросту рабовладельческих производственных отношениях. Согласно Катону, инструменты, используемые в сельскохозяйственном производстве, делятся на три категории: немые (лопаты, мотыги), мычащие (волы) и говорящие (рабы). Назвать производственными отношениями отношения между людьми и орудиями труда язык как-то не поворачивается. Людьми были только римские граждане, а остальные 90% населения Римской империи были инструменты.

После изобретения плуга и приручения животных племена, занимавшиеся до этого собирательством и охотой, начинают производить что-то про запас. Первобытно-общинное общество преображается в общность людей, сидящих на земле и обрабатывающих сельскохозяйственные угодия особенно в Италии. Но раз люди летом занимаются выращиванием зерна и других продуктов, то они естественно, делают запасы на зиму, заполняя амбары. И для лихих людей появляется возможность отчуждения; этих запасов в свою пользу. Люди с психологией исключительности, наверняка были и в первобытно-общинном строе, но вот; запасов не было: сколько собрали червячков - столько и съели. А при переходе к оседлому образу жизни появляются запасы, что и делает возможным появление разбойников, даже целых шайек. Глухое упоминание о разбойниках встречается уже в описании подвигов Геракла. Надо думать, такие шайки бывали не только в глубокой древности. Есть предположение у Л.Гумилева , что и Рюрик был вожаком аналогичной шайки. А все очень просто: люди, занятые тяжелым с/х трудом, не имели даже возможности учиться по-настоящему военному делу - надо работать на земле: день летний год кормит! Жители, с утра до ночи, ковырявшиеся в земле, являлись легкой добычей для грабителей: они просто не имели физической возможности противостоять хорошо вооруженной и опытной в военном деле шайке, которая имела массу времени совершенствовать свое военное мастерство: ополчение бессильно против профессионалов.

Одна из таких шаек, руководимая Ромулом, осела на Палатинском холме у реки Тибр. Место им понравилось. И, видимо, решили сделать здесь базу («малину»). Однако разбойничья шайка состоит сплошь из одних мужиков, поэтому необходимо было найти женщин. Для разбойников путь решения всегда один - отнять. Вот как описывает эту ситуацию Тит Ливий.

«Рим стал уже так силен, что мог бы как равный воевать с любым из соседних городов, но срок этому могуществу был человеческий век, потому что женщин было мало и на потомство в родном городе римляне надеяться не могли, а брачных связей с соседями не существовало. Тогда, Ромул обратился к окрестным племенам с предложением о брачных союзах, но те опасались подвоха. Римляне были тяжко оскорблены, и дело явно клонилось к насилию. И Ромул, затаив обиду, велел готовиться к празднику Нептуна Конного. На праздник римляне пригласили соседей. Пришли и сабиняне (племя, поселения которого на Квиринальском и Эксвилинском холмах известно с VIII в. до н.э.). Они привели с собой жен и детей. А когда подошло время игр... тут-то и случилось насилие: по данному знаку римские юноши бросились похищать девиц... Ромул затем объяснил, что сабинские женщины поплатились за высокомерие их отцов и мужей, но они будут в законном браке, станут гражданками Рима и почетом будут пользоваться их дети».

Что здесь важно? Мы имеем дело с одной из первых организованных преступных группировок. В доказательство приведу следующие факты:  Где вы видели народ, у которого нет женщин? Во-первых, так бывает только в армии, на пиратском корабле или у разбойничих шаек. Во-вторых, римляне нарушили священный закон гостеприимства - такое могли позволить себе только разбойники и, в-третьих разбойники были отпетые: если вожак шайки убил родного брата-близнеца. Для грабителей, которым  и нужно-то всего ничего – место для костра,  сна и починки оружия .места на Палатинском холме предостаточно. На площади Святого Петра в Риме может стоя расположиться несколько десятков тысяч человек, а в шайке Ромула скорее всего было порядка 300 чел ( я сужу по числу родов, представленных в первом Римском Сенате.). Некоторые современники думают, что древний город – это что-то вроде современного мегаполиса. Уверяю Вас, Вы ошибаетесь.  Кто бывал в Ростовской-на-Дону области и посещал раскопки древнегреческого города Танаис в устье Дона, может себе представить размеры тогдашнего города - кладбище в современной деревне больше.

Так или иначе, шайка Ромула вошла в с соседями в близкие отношения: с кем-то породнилась, с кем-то стала названными братьями. И соседи, на остальных шести холмах, продолжая заниматься сельским хозяйством, совсем не против были принять участие в разбойничьих набегах шайки Ромула и его потомков. (Когда-нибудь явится миру новый Кнорозов и мы прочитаем древние этрусские письмена, их очень много, но пока ключ к этой письменности потерян. А они могут сообщить многое, ибо первые цари РВойны римлян с соседями были захватническими и велись исключительно в целях грабежа  Вот как с эпическим спокойствием древний историк Полибий  описывает этот процесс так:

«При  взятии города  римляне поступают примерно так: для совершения грабежа выделяется из каждого манипула  известное число воинов… или воины идут на грабеж манипулами. Но для этой цели никогда не назначают более половины войска, остальные остаются на месте… Все воины, выделенные для грабежа, сносят добычу в лагерь. После этого  трибуны делят добычу поровну между всеми, причем не только между теми, которые оставались в строю для прикрытия, но и теми, кто стерег палатки, а также больными и выполнявшими какие-то дела и поручения». (Перевод С.Л.Утченко).

Если продолжать сравнение Древнего Рима с ОПГ, то нужно сказать, что несмотря на то, что добыча делилась вроде бы поровну, предводитель наверняка получал лучшую долю, а может быть и две-три против рядового воина. Кроме-того, наверняка в руках предводителя было что-то вроде «общака» - или «войсковой казны» у казаков, что не могло не способствовать возникновению имущественного неравенства.

В чем основная особенность западной римской цивилизации - это цивилизация концлагеря.

Объясняю. Производительные силы двухтысячелетней давности были малоэффективными: человек-труженник производил, работая на земле, зерно, молоко, яйца и пр. но валовый сбор был невелик. А ведь надо было кормить римских граждан, которые принципиально не работали, считая, труд уделом рабов. Одних только армейских подразделений в Римской империи в период расцвета было больше 20 легионов, т.е. больше 200 000 едоков. Это только те, кто сражается в строю. А там еще обоз, ремесленники, рабы - строящие фортификационные сооружения и т.д. Вообщем один миллион имеющих отношение к армии наберется. А еще город Рим - миллионник, с гражданами, которые принципиально не работали и  еще всякие строительства для будущих поколений вроде Колизея и т.д. Едоков было хоть отбавляй. А пахотных земель мало, и урожайность невысокая. На всех  НЕХВАТАЕТ. И какой же выход нашли римляне. А очень просто: они уменьшили до предела расходы на содержание рабов, как в немецком концлагере. Еды - впроголодь, одежды - никакой, врачебной помощи то же. Вот как описывает древнеримский экономист Катон, образцовое римское поместье

Образцовая вилла должна представлять собой комплексное хозяйство: оливковую рощу в 250 югеров ( т.е по современному 62,5 га), виноградник в 100 югеров (т.е.25 га), зерновое хозяйство и пастбище для скота.  Рабов для ухода за для  за масличной рощей  рекомендовалось иметь 13 чел (по одному работнику на почти на 5 га оливковой рощи), для ухода за виноградником  - 16 чел  и т.д.
 
Обратите внимание – никакой механизации в древности не было и в помине. Все делалась вручную. (те у кого есть дача, на минутку представьте, что вам придется ухаживать за оливковым садом одному на 500  сотках!)

Катон дает детально разработанные советы по рациональной эксплуатации рабов, рекомендуя занимать их делом и в дождливые дни, когда нельзя работать на поле , и даже в дни религиозных праздников . Раба, по мнению Катона, следует держать до тех пор пока он способен работать, когда же он состарится или заболеет, от него желательно избавиться наряду с другими ненужными в хозяйстве вещами: порченной скотиной , железным ломом и старыми телегами. Во главе  хозяйства ставится управляющий, назначенный из наиболее преданных и сведущих в сельском хозяйстве  рабов. Сожительница управляющего (или по латыни вилика) выполняет обязанности ключницы и кухарки1 ( По С.Л.Утченко).

Поэтому рабы в массе долго не жили - долго ли можно прожить в концлагере? - несколько лет и смерть. Затем хозяин покупает нового сильного, здорового раба. Но раб должен быть дешев, на уровне стоимости лома, лопаты, мотыги,  иначе никакой эффективности при том уровне производительных сил  не получится. Рабы и были дешевыми - их поставляли постоянные войны римлян с отсталыми племенами: галлов, бриттов, даков и т.д. Приходила хорошо организованная контрактная римская армия и разбивала нестройные ряды местного ополчения. Всех здоровых и молодых людей забирала в рабство, продукты и запасы съедала, накопленные ценности отбирала. Вот изнанка римской цивилизации – организованная преступная группировка, поставившая себе на службу все государственный институты. Ей обязательно нужна экспансия, приток сил извне. Нет притока - нет цивилизации.

Посмотрите на карту. К северу от Италии Галлия и Британия. Во времена Цезаря там нет государства, там отдельные разрозненные племена. Живут, растят хлеб и детей, ловят лягушек, едят и некогда им заниматься военным делом: маршировать, строиться, ковать мечи и шлемы - они растят хлеб. И вот приходит контрактная римская армия, вооруженная и обученная по последнему слову тогдашней техники, и разбивает более многочисленное нестройное ополчение племени. Конечно, регулярной армии разрозненные племена противостоять не могут.

 
Римская империя при Траяне – начало III в. н.э.

Но всему приходит конец. Рим завоевал Галлию, Британию, Испанию, Африку , Египет, Грецию и т.д. Средиземное море стало внутренним морем Римской империи. Расцвет могущества, но оно же и начало конца - Риму негде больше брать дешевых рабов. Последними были завоеваны даки2, и территория превращена в римскую провинцию. Правда есть еще Восток - Парфянское царство. Но это уже не разрозненные племена - это мощное государство. Разбить его до конца, как Александру Македонскому Персию, чтобы захватить огромное количество рабов, не удается. Траян временно сумел занять Ассирию, Месопотамию и Армению у парфян, но сразу после смерти Траяна его преемник Адриан в 217 г н.э.  вернул их обратно. Эпоха побед кончилась. Причина была в самой сущности римской контрактной армии.
 
В римской армии служили 20 лет. По окончании службы ветераны выходили на пенсию, получали надел и жили в свое удовольствие (кое-что они в процессе службы еще и награбили). Так вот представьте себе психологию римского легионера: одно дело сражаться с дикими племенами, тут смертельное ранение можно было получить разве только что в результате несчастного случая, а другое дело сражаться с регулярными хорошо вооруженными восточными армиями. Смерть на поле боя была более чем вероятна. И каждый легионер решал про себя: зачем мне эта война, если я с большой вероятностью могу погибнуть? Что, естественно, приводило к низкому боевому духу армии. А ведь в Риме императоров избирала армия.

 Одним словом, начиная с Адриана, римляне перестали вести захватнические войны и стали только обороняться. Приток дешевой рабской силы иссяк. Рабы стали дефицитом. Рабы ведь в древнем Риме были тем, чем сейчас является нефть, даже больше: рабы были и горючим и двигателем одновременно.

С исчезновением рабов останавливалось сельское хозяйство и ремесла. Сначала римляне ушли из Британии, потом опустела  Италия. Что-то еще теплилось в Греции, поэтому  туда император Константин переносит свою столицу. Затем Римская империя распадается на две части:  идет постепенная деградация. Под ударами варваров, которые раньше были лишь источником рабской силы, ослабевший Рим приходит в полный упадок. Римская империя распадается на целый ряд государств.  Античный рабовладельческий строй исчезает, на его место встает раннее средневековье с феодальными производственными отношениями. То, что богатейшая всесильная Римская империя не смогла устоять  и перейти как государство на рельсы более передовых феодальных производственных отношений, говорит о том, что античное рабство было тупиковым путем развития. Внутренних сил для эволюции римская цивилизация не нашла и потому  исчезла.

Мне могут возразить, а была ли альтернатива античному рабству?  Если альтернативы не было,  то все рассуждения об искривлении вектора развития – лишь сотрясение воздуха. Отвечаю, альтернатива была – ведь первоначально до Пунических войн включительно основу армии составляли свободные земледельцы, которые и победили Ганнибала. Однако страсть  к наживе, к легкой жизни путем грабежа соседей, сыграла с римлянами злую шутку.

Первоначально земля у римлян не была в частной собственности. Она была собственностью римской общины, т.е. ager publicum. Периодически происходил передел этой земли по работникам-мужчинам. Свободные римские граждане «квириты» сами обрабатывали выделенную землю в промежутках между военными походами, иногда нанимая временных сельскохозяйственных рабочих. В то же время богатые римляне обрабатывали свои наделы не сами, а при помощи рабов, что позволяло им захватывать большие участки земли и  получать значительные доходы. В общем богатые богатели, бедняки беднели. Пришло время, когда богатые стали считать выделенную землю не общей, а своей собственностью по праву долгого им владения. Возник конфликт, приведший к движению Гракхов.

В 133г до н.э. Тиберий Семпроний Гракх выступил с проектом аграрной реформы. По-существу, в нем не было ничего нового: он повторил полузабытый закон Лициния-Секстия о том, что предельная норма окупации из общественного фонда  не должна превышать 500 югеров (125 га). Но кроме того, Гракх предложил дополнения: норма владения удваивалась для тех семей, у кого двое взрослых сыновей. Получившиеся же излишки подлежали распределению между безземельными римскими гражданами.

Как легко догадаться, богатые воспротивились, дело дошло до гражданской войны(123 г до н.э.) и богатые победили.

Этот поворот в римской истории привел к тому, что римская цивилизация стала паразитической, перестала быть самодостаточной, стала  развиваться, опираясь не на собственные силы, а исключительно на рабский труд, который могли поставлять только внешние войны. Отныне римляне были обречены до конца своей цивилизации вести захватнические войны.

Образовалось большое количество свободных римских граждан, лишенных земли и, следовательно, средств к существованию. Но тут оказался весьма кстати закон Мария (111 г до н.э., через 12 лет после гибели последнего Гракха). Он сделал римскую армию не народным ополчением, когда каждый квирит должен был вооружаться за свой счет, а наемной, т.е. по современному, говоря, контрактной. В армию стали приниматься все здоровые добровольцы даже и из других племен (почти как во французский Иностранный легион3).

Я надеюсь, что приведенные в предыдущей статье факты и выводы из них убедили вас, что античный способ производства (по Марксу) или и рабовладельческий (как в советское время называли этот способ производства) являлся не столбовым, а тупиковым, а поэтому никак не может считаться магистральным поступательным путем развития человечества. Скорее это искривление вектора развития. «Этакая, понимашь, загогулина!» И не случайно, что все «прогрессивное человечество» не пошло по этому пути развития. Рабства в античном смысле в качестве основного уклада не было на Руси ни у вятичей, ни у кривичей, ни у полян и древлян. В "Правде" Ярослава Мудрого (около 1072 г.) лишь в одной или в двух статьях упоминается слово "роб". Там есть такая мера наказания: за убийство смерда или земледельца штраф 5 гривен, а за убийство "роба"- 6 гривен, за убийство же рабыни-кормилицы 12 гривен. Разве это можно сравнить с отношением римлян к рабам как к говорящему инструменту?! Матерью одного киевского князя была рабыня. Невозможный для древнего Рим факт. Античного рабства не было ни в древнем Египте, ни в Китае. Маркс недаром видит в древнем мире не один способ производства  - рабство, а два способа производства: античный и азиатский. Рабства не было и на территории континента Америка. По последним исследованиям, после расшифровок письменности майя Кнорозовым, у ацтеков было нечто, что современные исследователи переводят как рабство. Однако военнопленных ацтеки приносили в жертву богам, в то время как у римлян военнопленные были одним из важных источников получения рабов. Далее, у ацтеков человек мог себя продать в услужение, в частности за долги. Но если , скажем, он женился, то семья этого человека, должна была предоставить другого члена семьи отрабатывать долг. Разве это похоже на римское (античное) рабство? По Катону (De agri cultura), раб был вещью и иметь семью не мог. Вещь (мотыгу, лопату, раба) владелец мог сломать, выбросить на помойку, а ацтекский хозяин не мог безнаказанно убить своего служку. Скорее то, что называют в современном переводе как раб,  был "прислуга за все", но все-таки человек, а не вещь. Подводя итог можно смело говорить, что римское рабство (античный способ производства) был искривлением вектора поступательного развития истории.

И еще один аспект. Отношение к рабу как к вещи ломало психику рабовладельцев. Последний обязательно должен был убедить себя, что раб – недочеловек(Untermensch), иначе просто невозможно было истязать другого человека. Так возник расизм. И с тех пор расизм в сознании западной элиты всегда генетически присутствует. В этот мейнстрим  вполне вписывается и "огораживание" в Англии в XVI веке и рабство в США в XIX веке и гитлеровская теория расового превосходства.

Если бы в Италии в период античности сохранились свободные землевладельцы, то вполне вероятно, что рано или поздно они бы попали в крепостную зависимость от власть имущих, но Италия бы проскочила этап рабовладения. А феодально-крепостнический строй, опираясь на внутренние движущие силы, способен перейти к следующей формации  - к капиталистическому способу производства, т.е. не является тупиковым, о чем убедительно свидетельствует Великая Французская революция 1789 г.

Могут сказать, что государство переживает те же этапы развития: детство, отрочество и т.д. и, следовательно, как и человек, должно когда-то умереть. Но если и принять эту старую (со времен Аристотеля) гипотезу, то еще никто не доказал, что отмеренный Римской империи срок наступал в VIII веке н.э., а  не в XX или в XXX веке н.э. Антитеза этому –Китай, современник Римской империи.

Послесловие

Всем предыдущим материалом я пытался показать (насколько удачно – это второй вопрос), что дороги эволюции человеческого общества не являются идеально прямыми. Что на пути развития встречаются развилки и тупики. Поэтому, когда кто-нибудь будет с умным видом доказывать, что Россия отсталая страна, приводя в качестве доказательств, что у нас нет чего-то, что есть у Европы, сначала подумайте, а не наоборот ли все. Может быть у нас этого нет потому, что это является отклонением от пути истинного?

______________________________________

1-  Рабам запрещалось иметь семью. Поэтому даже да жены вилика не делалось исключения.
2-  Траян не всех даков продал в рабство. Есть мнение, что нынешние галичане – это ославяненные даки.
3-  Известно, что древние аланы очень часто служили в римской армии и уже в качестве ветеранов римской армии, получив римское гражданство, селились в районе нынешнего Лондона  - «лондон» по-осетински «тихая вода»