Если бы художник Виктор Васнецов не создал ничего другого, кроме знаменитых росписей Владимирского собора в Киеве, его имя прочно вошло бы в историю русской живописи. В Государственной Третьяковской галерее на Лаврушинском. 12 в здание, которое было построено по проекту В.М.Васнецова, проходит выставка эскизных росписей  Васнецова для храма святого князя Владимира в Киеве. Выставка продлится до 8 сентября 2013 г.

Современники художника Виктора Васнецова не были осведомлены о его светских произведениях, публика и в храмах, и на выставках знала Васнецова как мастера религиозной картины. Одной из первых больших работ художника Васнецова Виктора Михайловича по  церковной живописи была работа в храме  Воскресения Христова [Спаса-на-крови] в С-Петербурге, в 1883-1885 гг. Здесь по рисункам Васнецова созданы мозаичные панно, украшающие фасад храма, и несколько икон для храмового иконостаса. Этот храм создавался при императоре Александре III, так же как и Владимирский собор в Киеве. В 1885 году художник получил заказ, грандиозный по своей масштабности: расписать построенный в Киеве к 900-летию крещения Руси собор святого равноапостольного князя Владимира - ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР. Руководил работами по декоративному убранству и росписи огромного собора историк искусства профессор А.В.Прахов. Сдать работы по внутреннему убранству было необходимо к 1896 году. Васнецов в это период жил в Москве, он трудился над любимым образом былинных «Богатырей», к этому времени была уже написана им сказочная «Алёнушка» и работы для правления Донецкой дороги. Денег для семьи из пятерых детей не хватало. Помогал художнику П.М. Третьяков, покупая его работы и давая новые заказы. В 1885 году В.М. Васнецов перед отъездом в Киев, посетил Италию: «Итальянские впечатления утвердили для меня многое из того, что уже в известной мере сложилось в моём воображении. И что удивительно, я во время своего предкиевского путешествия в Италию всё её искусство воспринимал через музыку. Этому меня должно быть научили вечера у Третьяковых, когда я, ни жив, ни мёртв, упивался звуками, нёсшихся от роялей. Больше чем хорошо помню, что во время путешествия весь итальянский Рафаэль мной воспринимался, как музыка Моцарта, а Микеланджело был, без сомнения, чистейшей воды Бетховен». Рим, Флоренция, Венеция, Равенна…делая свои зарисовки и впитывая впечатления В.М.Васнецов согласился на грандиозный Киевский заказ по росписи Владимирского собора под руководством  академика искусств Адриана Прахова. В письме из Киева к Павлу Михайловичу Третьякову он писал: «дело по назначению и по величине считаю чрезвычайно серьёзным, и дай Бог сил хорошо его исполнить. Всякое помышление о своих картинах придётся оставить хотя вероятно «Богатырей» выпишу к себе. Тоскую о музыке, иногда очень и очень хочется послушать Бетховена или Баха, или Моцарта из хороших рук». Колыбель русских городов - Киев очаровал В.М.Васнецова холмами над Днепром. Киевская София, Михайловский монастырь, Кирилловская церковь Киева, их изумительные мозаики произвели сильное впечатление на В.М.Васнецова. В Киев из Москвы художник переехал со всей семьёй, скучая по дому Третьяковых он пишет: «Глубокое вечное спасибо праховскому дому за то, что он с первых дней моих в Киеве, не только создал для меня домашний уют, но и часто звучавшая по вечерам в доме музыка…одобряла меня и расшевелила мою фантазию. Как хорошо было бы для меня слушать великую музыку, как бы я рад был теперь приютиться у печки между двумя столиками, где моё обыкновенное место [у Третьяковых],  и слушать Баха, Бетховена, Моцарта, слушать и понимать, что взволновало их душу, радоваться с ними, страдать, торжествовать: понимать великую эпопею человеческого духа, рассказанную их звуками». Во Владимирском соборе Киева было холодно, пустынно, неприютно среди сырых, только что выбеленных и пахнущих известью стен. Преодолеть сырое и огромное пространство можно было только старым испытанным способом – громадой труда. В.М.Васнецов стал трудиться вначале над эскизами для росписей Владимирского собора. Эскизы к росписям приобрел П.М.Третьяков, они находятся в ГТГ и представлены на выставке в 39 зале Третьяковской галереи.

В.М.Васнецов лично расписал 4000 аршин (2844 кв. метров) поверхности Владимирского храма в Киеве. «Виктор Михайлович Васнецов в длинной синей блузе, выпачканного краской  с большой палитрой в руке» работал среди «целой массы лесов, где при входе в собор лишь кое-где виднелась голова гигантского святого, пророка, рука, часть аксессуара…», вспоминал Нестеров о встрече с Васнецовым.

М.В.Нестеров был привлечен руководителем проекта Владимирского собора в помощь В.М.Васнецову для стенной росписи собора, поскольку художник В.Д. Поленов от работы отказался, а  М.А.Врубель был отвергнут комиссией. В.М. Васнецовым за 11 лет работы в Киеве было создано 15 огромных живописных стенных росписей, написано 30 фигур святых, не считая медальонов. Труд был по плечу только человеку высочайшего дарования и колоссальной физической силы. Мужественно преодолевая безмерную усталость и изнурение от головокружительной высоты и стояния на лесах, Васнецов справился со всеми условиями заказа. «Вчера я с утра снова осматривал собор, уже более сознательно и спокойно Чудный памятник о себе оставит Васнецов русским людям… Вот как живые стоят Феодосий, Сергий Радонежский, Филипп митрополит Московский, повыше пророки. Тут типы равны Микеланджело». Непосредственными помощниками Васнецова по росписи Владимирского собора кроме М.В.Нестерова были живописцы В.П.Костенко и В.Д.Замирайло. В росписи Владимирского собора Васнецов придерживался византийских канонов, внося в них лирически-личностное начало. Образы святых исторически правдоподобны и реалистичны. Большинство из них в виде эскизов демонстрируются на выставке в Третьяковской галерее. Внутри храма было холодно, художник часто простужался, несколько раз с риском для жизни срывался с лесов. Наконец, спустя 11 лет, в 1896 году, работа была завершена: созданы грандиозное панно «Крещение Руси князем Владимиром». Написан сильный образ княгини Ольги: по летописи это храбрая женщина, жестоко отмстившая древлянам за убийство мужа. У Васнецова Ольга изображена с крепко зажатым в руках крестом, с яростным, пылающим ненавистью взглядом.  Реалистичен образ Андрея Боголюбского, – закованного в латы с мечом в правой руке и полным решимости защищать свой город. Под образом князя Андрея Боголюбского изображёна крепость древнего города Владимира, которую не отдаёт врагу доблестный князь. Князь Александр Невский у Васнецова, это образ одухотворённого древнерусского витязя, левой рукой опирающегося на стяг. На стенных росписях изображены Дмитрий Донской, летописец Нестор, живописец Алимпий, князь Борис, изображён на фоне цветущей русской степи, создающей настроение печали у прихожан храма.

Самым монументальным и величественным, объединяющим стенные росписи Владимирского собора по праву считается центральный алтарный образ Богоматери, над которым Васнецов работал два года. Образ Божией Матери сразу виден при входе в собор, она изображена высоко стоящей на облаке, в полный рост, в глухом темно-коричневом омофоре, крепко обнимающей двумя руками своего младенца-Христа. В ГТГ на выставке  представлен графический образа Богородицы, в серых тонах, специально написанный В.М.Васнецовым для Павла Михайловича Третьякова и хранящейся в музее.

Развёрнутый триптих  о торжестве ангелов представлен на выставке в ГТГ в живописном виде. Это созданный Васнецовым В.М. картон для росписи барабана главного купола Владимирского собора в Киеве большого формата [295х1446] под названием «Радость праведных о Господе. Предверие рая», трёхчастная композиция, созданная маслом на холсте. В центральной части триптиха мы видим трёх ангелов с распростёртыми крыльями. Ангелы изображены на фоне освещённого солнцем церковного пейзажа с силуэтом храмового зодчества. В руках у ангелов символы их власти: копьё (скипетр) и держава в виде шара с изображённым на ней крестом. В левой и правой частях триптиха «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Изображены сами верующие «грешные» и «праведные» люди: старики, дети, женщин, эмоционально взирающие на это «Торжество трёх ангелов», центральную часть композиции триптиха «Предверия рая». В соборе эта огромная трёхчастная композиция занимает всю верхнюю часть храма.

Кроме «Преддверия рая» в Государственной Третьяковской галерее хранится картон для росписи плафона главного нефа Владимирского собора в Киеве «Бог Саваоф» [135х250, холст, масло ГТГ]. На синем фоне звёздного неба восседает седой величественный Бог Саваоф с распростёртыми руками в окружении ангелов. На груди Саваофа Васнецов изображает Духа Святого в виде белого голубя. За его головой нимб формы восьмиконечной звезды. Образ Бога Саваофа как мудрого старца строг и торжественен одновременно. Он является полной противоположностью созданного Васнецовым образа юного Иисуса Христа под названием: «Единородный Сын Слово Божие» [70х138, холст, масло, ГТГ], размещённого в главном нефе Владимирского собора. Молодой Христос, опираясь правой рукой на посох в виде креста, восседает на облачном небе, окруженный четырьмя евангелистами с крыльями в виде Голубя. Тельца, Льва и Архангела. За головой «Единородного Сына» золотой нимб. Киевские фрески Васнецова поражают монументальным мастерством художника. Он прекрасно использовал всё пространство храма, несмотря на технические сложности, сложный объём, сводчатый потолок, арки, простенки, ниши. Стены Владимирского собора, помимо образов святых, художник покрыл причудливыми орнаментальными узорами, в которых затейливо переплетены красочные фантастические цветы и диковинные звери. Орнамент был уникален, Васнецов был непревзойдённым декоратором. Орнамент по всей поверхности стенной росписи Владимирского собора в Киеве украшает храм.  Живописные эскизы, созданных Виктором Васнецовым узоров орнамента, приобрёл меценат П.М.Третьяков, чем вызвал негодование писателя Льва Толстого, который написал в письме  Павлу Михайловичу Третьякову, что тот лучше бы тот купил картину художника Ге «Что есть истина», на что Третьяков отвечал, что и Васнецова и его орнаменты он любит, а картину Ге нет.

Самым трудным в росписи Владимирского собора было создать главный образ Христа Вседержителя под главным куполом. Сложность в исполнении была в том, что купольный образ благословляющего Христа находился в барабане купола  за кольцом из 12 высоких окон, расположенными по  окружности барабана. Поражает мощь и величественность созданного Васнецовым образа ХРИСТА. Правой рукой грандиозных размеров ИИСУС ХРИСТОС благословляет, придерживая левой  рукой большого формата раскрытое Евангелие, расположенное на руке от предплечья до кисти Иисуса Христа. Вокруг самого лика Христа расположен высокий нимб. Образ Иисуса Христа написан на фоне синего звёздного неба. Художник говорил, что «Задача найти образ Христа …задача всего европейского искусства, а русского в особенности». Кроме «Благословляющего Христа Спасителя», Виктор Васнецов создал знаменитую свою роспись «Крещение Руси», которая находилась над входом на хоры Владимирского собора. Сохранился картон росписи «Крещение Руси» [214х187, масло, холст, ГТГ]. В центе композиции мы видим святого праведного князя Владимира, в святом крещении Василия, с поднятыми вверх руками, в короне на голове и золотых  одеждах. Он крестит всех верующих Киевской Руси. Рядом со святым князем Владимиром огромный крест, лучи яркого света освещают торжество Крещения Руси. За спиной святого князя Владимира художник пишет образы святых православной веры.

Многофигурная композиция В.М.Васнецова для росписи над входом на хоры Киевского собора «Крещение Руси» торжественна и величава. Стоимость всех внутренних работ по отделке храма вылилась в 400 тысяч рублей, из них за свою работу Виктор Васнецов получил 51 тысячу. Росписи Владимирского собора поражали всех своей мощью и величием. По окончании работ художнику было присвоено почетное звание профессора живописи, он в 1893 г. художник был избран действительным членом императорской Академии художеств. О нем начали говорить и писать как о «религиозном гении» в русской живописи и анализировать, каков был его «путь к свету».

После росписи Владимирского собора в Киеве, В.М.Васнецову поступало большое количество заказов по росписи храмов: в 1897-1899 Виктор Васнецов создал образ Богородицы для мозаики главного придела русской церкви в немецком городе Дармштадте, затем выполнил эскизы для мозаик собора в Варшаве, участвовал в реставрации Московского Кремля. Киевские работы отозвались усилением декоративного начала в станковой живописи Васнецова, о чем свидетельствует его историческая картина «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). После 1900 года Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, о которых критики говорили, что «глядя на которые уже нельзя отрицать существование мира Божия». Его грандиозные работы «Сошествие Спасителя во ад», «Евхаристия», «Распятие», «О Тебе радуется», «Отечество» и самая большая по размерам – «Страшный Суд» были выставлены на два месяца в залах Исторического музея в Москве. Переход к работам религиозного содержания он считал «делом Вышнего предуказания и Божьего внушения», он знал, что религиозная живопись - главное в его жизни. Многие храмы по сей территории России расписывались в конце XIX начале XX века по Васнецовским канонам. Образы Богоматери, его величественных и романтизированных святых можно было встретить в Москве, С-Петербурге, Новочеркасске, Верхотуръе. Художник М.В.Нестеров говорил: «Слава Васнецова росла и не всегда радовала его, настолько она была великой почитатели его работ снова сравнивали его с Рафаэлем и Микеланджело», на что Васнецов в силу природной скромности только отшучивался. Он продолжал работать над своими сказочно-былинными картинами, которые давали ему вдохновение и которые он очень любил. В 1901-1902 гг. В.М.Васнецов работал над проектом фасада и фриза Дома Третьякова в Москве, он [дом для ГТГ]  построен по его проекту в древнерусском стиле. Во время революции 1905 г. Виктор Васнецов вышел из Академии художеств, после того как студенты устроили митинг в академических залах в С-Петербурге, где размещалась выставка его работ. Ужасы террора 1905 года способствовали формированию у художника твердой политической позиции: он вступил в «Союз русского народа», как и протоиерей Иоанн Кронштадтский. «Русский народ, - писала в те дни газета «Киевлянин», - свято верит в Бога, его земная путеводная звезда - Русский Царь, он глубоко любит свое Отечество. Не касайтесь его святынь и уважайте его народное чувство. Не говорите, что русский народ - раб. Это великий и любящий народ. Вы не понимаете его веры, вы не понимаете его любви, как он не понимает вас. Но вы заставили его понять, что значит революционное насилие, вы заставили его понять, что вы предаете поруганию его святейшие верования...» 9 сентября 1914 года В.М.Васнецову был вручен Диплом почетного члена Императорской Московской Духовной Академии. Двое его сыновей в 1914 г. отправились воевать на фронт Первой мировой. Он был православным и истинно-русским человеком. В это время Васнецов создавал рисунки для Общества красного креста, по которым были напечатаны открытки, продающиеся на нужды фронта тысячными тиражами. Одна из открыток называлась «Один в поле воин!» и изображала молниеносно несущегося витязя на встречу тучам вражеских стрел.

Церковная живопись, которую сын священника Виктор Михайлович Васнецов знал и любил, удивляла его своими строгими канонами и однообразием. Он наполнил её внутренним эмоциональным содержанием, создав в ней нечто новое и величавое. «Я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма, - это поистине дело народное, и дело высочайшего искусства».  Он рассказал про героическую старину Руси прямо в храме, куда мог прийти каждый верующий человек, даже несведущий в искусстве и живописи. Критики то восхищались, то расходились с Васнецовым: «А потом – нечего греха таить - случались между нами какая-то трещина…а я чувствовал, мой художественный мир был для Вас чужд, а я Русью только и жил…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Марина Удальцова, искусствовед